Современная аудитория автомобилистов рассчитывает в дороге не только на живописные виды и теплый туалет, но и на привычные ей латте и бургер с мраморной говядиной. За рубежом с этим всё в порядке, а вот в РФ есть над чем работать. Хуже всего дела обстоят в российских регионах. Это создает нишу для нового бизнеса. Предприниматель может воспользоваться этой возможностью, чтобы открыть на трассе прибыльное заведение общественного питания.
Дорожный бизнес – один из перспективных и быстрорастущих видов предпринимательского дела на постсоветском пространстве с связи с неразвитостью сети автодорог, низкой базой и стабильным ростом автомобильного движения как по федеральным трассам, так и по обычным городским и поселковым дорогам.
Особую роль играет география. Так как Россия – одна из самых больших стран мира, ее железнодорожный транспорт ограничен существующей сетью железных дорог, а авиационный – наличием аэропортов и достаточного количества самолетов. В связи с этим люди будут продолжать проезжать с севера на юг и с запада на восток на личном автотранспорте или в автобусах. Например, в Крым в 2021 году 60 % туристов добирались на своих машинах. В 2022 году из-за закрытия аэропортов на юге РФ этот показатель стал еще выше. В выигрыше оказываются транзитные и финальные регионы этих туристических и миграционных потоков, в том числе Северный Кавказ.
Рост трафика приводит к росту спроса на придорожный сервис:
Для дорожного бизнеса характерна высокая сменяемость клиентов (текучка). Процент постоянных гостей гораздо ниже, чем в городских заведениях. Так как этот сегмент бизнеса ориентирован на транзитную целевую аудиторию, ему следует подстраиваться под ее вкусы и ожидания.
Цены на товары и услуги на трассе должны быть доступными для массового потребителя.
Чтобы запустить рентабельный дорожный бизнес, нужно:
Далее следует определиться с целью – создавать малый бизнес или средний. Малый бизнес – это фуд-трак с вафлями. Средний бизнес – сеть столовых, магазинов или кафе с доходом головной организации от 100 млн руб. Чтобы реализовать эту идею, потребуется много лет.
Продуктовый магазин на дороге доходнее, чем кафе. По состоянию на 2017 год – десятикратно.
Задача любого бизнеса на трассе – создать прибыльное предприятие. Для этого нужно составить качественный бизнес-план, нанять консультанта и оценить ситуацию с конкурентами на конкретном месте и в области в целом.
Чтобы запустить успешный бизнес на колесах, его владельцу следует определиться со своими преимуществами и на их основе подобрать для себя подходящий вариант.
Самый популярный, но и один из сложных вариантов, – открыть придорожное кафе между городами, где стабильный поток машин. Рекомендуется размещать кафе поближе к населенному пункту из соображений найма и возможных ЧП, например необходимости вызвать скорую пожилому клиенту, у которого прихватило сердце. Ключевое преимущество кафе перед АЗС – наличие кухни. Ставка делается на бизнес-ланчи и комбо-обеды. Козырь такого заведения – бесплатный кипяток внутри и эффектный внешний вид здания.
Работает в формате free flow: клиент движется с подносом мимо уже приготовленных блюд и выбирает понравившиеся. Такие заведения обслуживают поток гостей. Чтобы его обеспечить, администрации заведения нужно связаться с местными туристическими бюро и обсудить условия сотрудничества: узнать примерную численность групп, самые загруженные дни и популярные маршруты.
Задача – удовлетворить насущные запросы аудитории. Стабильно высокие продажи у табачной продукции, снеков, фруктов, детских игрушек, предметов женской гигиены. В последние годы наметился рост интереса к здоровому питанию, которое не требует термической обработки:
Он же торговля из машины и торговля с автолавки. Это может быть как обычная «шаурма на колесах», так и точка, где сотрудник заворачивает в лаваш мясо, приготовленное в вакууме (технология «су-вид»).
Компактные фуд-траки считаются очень романтичным видом бизнеса, поэтому чаще всего им занимаются молодые семейные пары.
Красочные фуд-траки выгодно ставить в живописных местах, где люди специально выходят из автобусов, чтобы сфотографировать окрестности на память и вдохнуть свежего воздуха. Посты пассажиров в социальных сетях станут для такого дорожного бизнеса дополнительным источником бесплатной рекламы.
Кофейни на колесах предлагают автомобилистам не только очень востребованный на трассе кофе, но и другие бодрящие горячие напитки:
Чтобы открыть на трассе фуд-трак бизнес, нужно договориться с собственником выбранного участка земли и приобрести фургон либо автомобильный прицеп. Новые отечественные машины очень дорогие, поэтому чаще всего предприниматели ищут в интернете подержанные европейского или американского производства. Их отличает привлекательный внешний вид, продуманность интерьера, компактность и долговечность. Даже если такой фургон годами стоял где-то в гараже, после хорошего ремонта и окрашивания из него выйдет пригодное место для работы, в том числе и в лютый мороз.
Идея фуд-траков очень популярна в мегаполисах, где их ставят возле торговых центров и в парках. Но и на трассах в удаленных районах такой яркий бизнес будет привлекать внимание проезжающих автомобилистов. Главное – продумать подъезд, снабжение и парковку, чтобы избежать скученности на трассе.
Как и в любом бизнесе, открытие нового дела на трассе подразумевает риски и трудности.
Чтобы запустить рентабельное дело, нужно произвести предварительную разведку, изучить карту трасс, разузнать, что и как, собрать информацию и связаться с местными властями. Арендовать землю. Подключить всех знакомых. Подписаться на рассылку фестивалей и других мероприятий региона, писать и звонить им самим, предлагать услуги и свое участие.
Продавцы должны иметь санитарные книжки и готовность ответить на любые вопросы сотрудников региональной санэпидемстанции.
Чтобы открыть новую точку, нужно позаботиться о коммуникациях, связаться с пожарной службой, регулярно уплачивать налоги.
Если бизнес подразумевает продажу на трассе изделий из мяса либо рыбы, необходима регистрация в государственной системе «Меркурий».
Ключевой элемент любого общепита – еда. На ней нельзя экономить. Она должна быть качественной.
Средний чек в кафе на трассах составляет около 300 рублей. Владелец сам решает, из чего будет складываться эта сумма: будет ли это одно фирменное блюдо с высокими органолептическими характеристиками или несколько простых кушаний, формирующих бизнес-ланч.
При любом раскладе питание должно быть свежим. При составлении технической карты следует просчитать себестоимость, возможные издержки и сезонные трудности.
Аудитория на трассах предъявляет повышенный спрос:
Владельцу дорожного бизнеса нужно соблюсти баланс между вкусом еды, ее ценой и бесперебойными поставками ингредиентов. Если в вашем кафе закончились котлеты, уже неважно, насколько они вкусны. Поэтому ключевое требование к поставщику продуктов питания для бизнеса на трассе – широкий ассортимент, собственные склады и транспорт, готовность идти навстречу и гибкий график бесперебойных поставок.
Поставщик должен быть стабильным, надежным и честным, в идеале обеспечивать условия мультитемпературного хранения продуктов.
Этим требованиям отвечает компания «Фрост», которая поставляет продукты питания для HoReCa по всему СКФО. К ее сотрудникам можно обратиться за консультациями при составлении меню кафе на трассе. Они посоветуют по ведению бизнеса на Северном Кавказе, обхождению с туристами и стратегии работы в высокий сезон. По каждому продукту можно получить подробное изложение с выкладками по выходу, выгоде и прибыли.
Чтобы создать прибыльный бизнес на трассе, нужно выбрать правильное место, определиться с концепцией и целевой аудиторией, персоналом и поставщиками продуктов питания. Открытие нового предприятия – это отличная идея для молодых и увлеченных. Оно может стать не только выгодным вложением средств и сферой для самореализации творческого человека, но и вкладом в будущее детей этих предпринимателей.