Содержание:
Открытие собственной точки в рамках франчайзинговой сети – один из наиболее доступных и простых способов старта в ресторанном бизнесе. Однако, чтобы выбрать франшизу общественного питания, следует учитывать несколько факторов, влияющих на рентабельность будущего предприятия. Так, при выборе франшизы в общепите ориентируются не только на финансовую доступность, но и на маркетинговые и технические характеристики заведения.
Работа по франшизе дает возможность начинающему предпринимателю открыть собственное кафе или ресторан под именем уже популярного бренда. При этом франчайзи получает не только готовый бизнес-план по открытию и продвижению компании, но и комплексный или частичный контроль бизнес-процессов. Такая схема работы эффективна как для предпринимателя, так и для франчайзера: последний использует франчайзинговую сеть для увеличения прибыли и географического масштабирования бренда.
При выборе вариантов франшиз кафе следует учитывать несколько финансовых характеристик, которые определяют объем первоначальных инвестиций и ежемесячных отчислений франчайзеру:
Одновременно с выплатами франчайзеру требования франшизы содержат и величину первоначальных инвестиций, которые обычно прописывают в бизнес-плане, чтобы определить необходимую сумму для закупки или аренды оборудования и продуктов, а также наём персонала.
Формат работы по франшизе упрощает не только старт бизнеса, но и его развитие в ресторанной отрасли, что особенно актуально для первичного выхода на рынок. Так, к основным плюсам франчайзинга относят:
Кроме того, в рамках франчайзинговой сети предприниматель получает возможность решения стартовых и текущих проблем: например, поиск подходящего помещения для аренды, обучение и повышение квалификации сотрудников, выбор поставщиков продуктов и т. д.
Выбор успешной франшизы позволяет окупить стартовые инвестиции в короткие сроки, но здесь важно ориентироваться на дополнительные факторы, определяющие успешность бизнеса. Так, перед открытием заведения общественного питания в конкретной нише необходимо провести комплексное исследование рынка. Крупные франчайзинговые сети часто предлагают проведение маркетингового анализа для оценки, где учитывают:
Вне зависимости от формы сотрудничества с франчайзером следует самостоятельно оценить официальную статистику по тенденциям в региональном ресторанном бизнесе, что упростит выход на рынок за счет выбора актуального формата заведения.
Несмотря на преимущества работы по франшизе, эффективность бизнеса во многом определяет корректный франчайзинговый договор. Так, перед стартом сотрудничества необходимо учитывать не только финансовые аспекты взаимодействия с франчайзером, но и дополнительные условия:
Кроме того, в договоре следует прописать сроки прекращения работы: как правило, франчайзи за полгода должен уведомить о намерении расторжения сотрудничества. Стоит также обговорить и порядок взаимодействия с контрагентами – централизованное или самостоятельное заключение договоров с поставщиками продуктов, обслуживающими инстанциями, рекламными агентствами и т. п.
Работа по франшизе не гарантирует успешности ресторанного бизнеса, поскольку франчайзи самостоятельно несет ответственность за деятельность заведения. При этом низкая эффективность и долгая окупаемость часто связаны с типичными ошибками франчайзинга, например отсутствием личного анализа бизнес-процессов после запуска предприятия с помощью франчайзера. Сроки окупаемости также увеличиваются, если предприниматель не адаптирует бизнес-план по итогам первичного отчетного периода.
Покупка ресторанной франшизы упрощает выход на рынок общепита и позволяет выстроить коммуникацию с целевой аудиторией на базе известного бренда. Однако успешность франчайзера не гарантирует эффективности отдельных заведений сети: всегда следует опираться на индивидуальные условия работы и локальные особенности запуска бизнеса в регионах.