Содержание:
Открыть ресторан можно быстро. Арендовал первое попавшееся помещение, нанял кого придется, составил меню из позиций, которые первыми пришли в голову, и готово! Правда, и закроется подобное заведение так же быстро, потому что без подготовительной работы и ясной стратегии развития ресторана бизнес обречен на гарантированный провал.
Для человека, который рассматривает бизнес исключительно с утилитарной точки зрения, понятия «стратегия», «цели», «миссия» вызовут разве что улыбку. Они ассоциируются с брендингом, западным подходом к делу, который так и не получил должного распространения в России, особенно если речь идет о регионах.
И вместе с тем эти понятия тесно связаны, а работа над ними оказывает определяющее влияние на развитие бизнеса. О целях работы ресторана мы говорили ранее. О стратегии самое время поговорить сейчас.
Стратегия – это план по достижению целей. Он схематичен, весьма условен, но дает главное: понимание, в какую сторону нужно двигаться и зачем. У термина богатая история и много определений, но в каждом так или иначе фигурирует цель. Это неспроста, ведь целеполагание – важнейшее условие в разработке идеи и ее реализации.
Ясно увидеть цель – половина дела. Наш мозг устроен таким образом, что, получив необходимую информацию для задачи, он начинает самостоятельно предлагать возможные варианты решения. Важно лишь своевременно «подкидывать дрова в костер», изучая опыт конкурентов и собирая иную информацию в области.
Стратегия необходима каждому заведению, потому что с ее помощью:
Открыв заведение, многие начинающие рестораторы сталкиваются с непониманием, что делать дальше. Стратегия ресторана позволит избежать ступора в первые месяцы и даст вам необходимые инструменты по достижению целей, благодаря чему вы сможете эффективно наладить бизнес-процессы внутри заведения.
И как же создать стратегию? От чего отталкиваться и что учитывать, приступая к столь сложной задаче?
Многие предприниматели предпочитают заниматься разработкой еще до открытия компании, включая работу по созданию стратегии в список подготовительных. Это имеет смысл, но лишь в случаях, когда вы не в первый раз открываете ресторан. Если до этого вы не занимались ресторанным бизнесом либо никогда не открывали компании, лучше озаботиться разработкой после пары месяцев работы.
Дело в том, что стратегия развития без прочного фундамента в виде информации, которую вы получили опытным путем, не будет работать. Вы и сами поймете это спустя несколько месяцев работы. Реальность имеет мало общего с идеалистическими представлениями, которые есть у каждого начинающего бизнесмена, открывающего ресторан.
Итак, первое и главное правило разработки стратегии компании – реалистичность. Ваша цель – получение звезд Мишлен и вы разрабатываете стратегию, которая предполагает достижение результата за полгода? Спустя шесть месяцев бесплодной работы вы не почувствуете ничего, кроме разочарования, поэтому трезво оценивайте свои возможности и силы.
Другой пример: создать имидж семейного ресторана и добиться преобладания посетителей с детьми. Это реалистичная задача, формулировка которой уже помогает в решении. Такая цель наталкивает на разработку соответствующей рекламной кампании, где вы будете предлагать посетить заведение с детьми; специальных акций для гостей, которые пришли с семьей, и иные похожие варианты. Грамотно сформулировав задачу, вы уже сделали полдела.
Второе правило разработки – наличие целей. Их может быть несколько. В таком случае можно разработать несколько стратегических планов либо учесть каждую из целей. В начале пути лучшего всего поставить перед собой одну цель, так как решать сразу несколько задач параллельно в новом деле бывает очень непросто, особенно для тех, кто открывает ресторан впервые. Главное: не выдумывайте цели лишь ради того, чтобы они были. Специальное накручивание дополнительных задач точно не сделает вашу жизнь проще.
«Гладко было на бумаге, да забыли про овраги» – слова Льва Николаевича Толстого из XIX столетия и третье правило в разработке стратегии компании. Учитывайте нюансы, чтобы не попасть впросак. Например, обязательно закладывайте рост стоимости продуктов, инфляцию, налоговую нагрузку. Без этого даже детально проработанная стратегия компании яйца выеденного не стоит.
Стратегия – это комплексный подход к развитию ресторана. Ее наличие позитивно сказывается на имидже заведения. При правильном подходе она позволяет оптимизировать расходы, увеличить средний чек и количество постоянных посетителей.
На первых этапах существования компании все силы будут брошены на возврат инвестиций, поэтому стратегия развития едва ли будет комплексной. Для большинства ресторанов достаточно разработки рекламных кампаний, но в будущем роль стратегического планирования будет только расти. Она будет полезной:
Но развитие – это не только привлекательный имидж, постоянные клиенты и благодушная атмосфера внутри ресторана. Это еще эффективность в управлении рестораном и высокий уровень оказываемых услуг. Компания, бизнес-процессы которой работают как идеальный часовой механизм, будет стремительно развиваться несмотря на конкуренцию.
Стратегическая работа в этом направлении – трудная задача. Часто требуются услуги специальных агентств – брендинговых или иных. Экономить на профессионалах не стоит, потому что даже пример стратегий ресторанов конкурентов, которым вы будете руководствоваться, едва ли будет релевантен для вашего заведения, а допустить ошибку, сталкиваясь с подобной задачей впервые, очень легко. Уповать на интернет также не стоит: информация о стратегическом планировании там носит обрывочный и сугубо теоретический характер. Найти специальные знания едва ли возможно.
Стратегия развития компании – план, который должен быть у любого бизнесмена. С его помощью вам будет проще предлагать услуги высокого качества, радовать посетителей и заниматься постоянным развитием заведения, с легкостью решая возникающие проблемы, а не импровизируя каждый раз, когда появляется новая.
Оставьте свой номер и мы перезвоним вам в течение часа
Наш номер:
88007002019