Индивидуальным предпринимателям, планирующим открытие кафе или ресторана, необходимо получить заключение СЭС на общепит. Без оформления этого документа бизнес вести невозможно: продукты, способы их обработки и хранения, деятельность персонала, технические характеристики помещения обязательно проверяются на соответствие нормам. Строгий контроль выполнения гигиенических правил гарантирует, что деятельность в заведении безопасна для посетителей.
Другая важная инстанция – это пожарная инспекция. Сотрудники МЧС проверяют помещение компании на наличие огнетушителей, планов эвакуации, документов для системы противопожарной безопасности, оценивают состояние проводки и электрических приборов.
Что такое СЭС
Санитарно-эпидемиологическая служба – это система органов и учреждений, которая осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор за деятельностью компаний, предотвращает распространение инфекционных заболеваний, действие вредных факторов окружающей среды. С 2004 года это ведомство получило новое название – Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, известная как Роспотребнадзор. Однако название «санэпидемстанция» до сих пор распространено в обиходе и хорошо знакомо тем, кто хочет начать свой бизнес.
Документы для получения заключения СЭС
Чтобы деятельность кафе или ресторана была законной, индивидуальный предприниматель обязан получить разрешение санэпидемстанции, свидетельствующее о соответствии компании гигиеническим нормативам. Понимание того, как получить разрешение от СЭС для ИП, – это первый шаг к открытию заведения общепита.
Если заведение находится в готовом помещении, оформление разрешения Роспотребнадзора проще. Однако такой вариант ограничивает свободу управления деятельностью компании: затрудняется зонирование помещения, требуются дополнительные траты на ремонт и перепланировку.
Индивидуальный предприниматель, решивший построить заведение общепита с нуля, неизбежно столкнется с трудностями касательно того, как получить разрешение санэпидемстанции. В этой ситуации требуется оформление технического плана помещения. Нужно также получить разрешение СЭС на ввод в эксплуатацию, провести электричество и водоснабжение. Новое здание сотрудники санэпидемстанции будут проверять гораздо тщательнее, чем то, что уже использовалось для деятельности заведений общественного питания, поэтому сбор документов и оформление разрешения СЭС займет больше времени.
Перечень документов, чтобы получить разрешение СЭС, включает в себя:
- заявление на выдачу разрешения СЭС;
- свидетельство о государственной регистрации (ОГРН) – этот документ выдается налоговой службой и имеется у любого юридического лица или ИП;
- выписка из ЮГРЛ или ЕГРИП;
- индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН);
- предыдущие санитарно-эпидемиологические заключения о деятельности компании, если они имеются;
- свидетельство о владении помещением или договор аренды;
- проектная документация и поэтажный план здания от БТИ;
- санитарные книжки сотрудников.
Требования СЭС к общепиту
Требования Роспотребнадзора к деятельности заведений общественного питания утверждены СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения». Документ действует с 01.012021. В нем представлены правила хранения и обработки продуктов, требования к помещениям общепита и другие нормы, которые должны быть соблюдены индивидуальным предпринимателем при открытии бизнеса. Чтобы получить разрешение СЭС на деятельность своей компании, владелец обязан убедиться в соответствии заведения требованиям санэпидемстанции.
Наибольшее внимание при проверке деятельности заведений общественного питания уделяется хранению и обработке продуктов. При оформлении заключения эксперты санэпидемстанции контролируют соблюдение температурного режима для скоропортящихся продуктов, сроки годности и маркировку. Что качается обработки продуктов, СЭС обращает внимание на деятельность цехов и процесс размораживания продуктов. Владелец бизнеса должен учитывать, что сотрудники санэпидемстанции вправе взять пробы любых продуктов и проверить качество питьевой воды.
Планировку помещений специалисты Роспотребнадзора изучают заранее по предоставленным компанией документам. На месте они контролируют раздельность потоков сырой и готовой пищи, материалы, использованные для покрытия стен, пола и потолка, освещенность, вентиляцию, отопление.
Отдельно эксперты проверяют оформление таких документов, как журналы уборки помещений, дезинсекции и дератизации, договор на вывоз отходов, санитарные книжки сотрудников.
Пройдя этап проверки, компания может получить разрешение СЭС на деятельность в сфере общественного питания – после этого бизнес становится законным. Однако индивидуальным предпринимателям не стоит забывать о внеплановых проверках санэпидемстанции – это следует учитывать при открытии общепита с нуля.
Получение разрешения пожарной инспекции
Оценку соответствия помещения правилам пожарной безопасности проводит МЧС. Она проводится независимо от вида деятельности. Документы, регламентирующие проведение проверки, – ФЗ № 69 и Приказ МЧС № 644.
Подавая заявление на проведение экспертизы, владелец бизнеса предоставляет следующие документы:
- свидетельство о владении помещением или договор аренды;
- проектно-техническая документация;
- поэтажный план здания от БТИ;
- внутренние нормативные акты, регламентирующие противопожарный режим.
После проверки пакета документов пожарники проводят выездную экспертизу. Специалисты оценивают:
- систему противопожарной сигнализации;
- наличие огнетушителей;
- планы эвакуации и наличие свободных путей эвакуации;
- соответствие электрического оборудования нормам;
- отсутствие горючих материалов в помещении.
При удачном прохождении экспертизы владелец бизнеса получает заключение инспекции МЧС, свидетельствующее о соответствии помещения и осуществляемой деятельности нормам противопожарной безопасности.
Заключение
Если не получить разрешение СЭС и пожарной инспекции, осуществлять деятельность заведения общепита невозможно. Экспертиза подтвердит безопасность осуществляемой компанией деятельности и ведения бизнеса в законных рамках. Оформление заключения требует внушительного пакета документов, и владелец бизнеса, связанного с деятельностью заведений общественного питания, должен учитывать все детали при подаче заявления в инстанцию.