Содержание:
Ресторанный бизнес всегда считался сложным. Работа с поставщиками, анализ основных экономических показателей затрудняют работу новичка. Но ранее сложностей было больше: до введения новых санитарных норм учитывалась каждая мелочь вплоть до количества моечных ванн. Новые нормы помещения для общепита изменили работу, поэтому их важно знать каждому бизнесмену.
В России долго не обновляли СанПиН. Санитарные правила приняли еще в 2001 году, установили их бессрочный характер и больше правок не вносили. Во многом они опирались на советское наследие, были неудобны и неэффективны для бизнеса, однако их нарушение приводило к огромным штрафам или закрытию ресторана.
В 2020 году вышло постановление, которое установило новые правила, а также определило предельный срок их действия – до 1 января 2027 года. Временное ограничение понятно: новые технологии сильно меняют санитарные правила работы, поэтому на смену устаревшим практикам должны приходить новые – понятные бизнесу, удобные, но главное – обеспечивающие безопасность людей.
После 2027 года выйдет новая редакция санитарных правил, однако при желании Роспотребнадзор может продлить существующие, если требования к кухне общепита не изменятся из-за фактора новых технологий или формата приготовления блюд.
Новый документ упрощает работу малого бизнеса, но не в ущерб безопасности посетителей заведения. В основе новых санитарных правил лежит простая и понятная идеология: питание должно выполнять здоровьесберегающую функцию, а блюда должны соответствовать высоким стандартам качества, но не усложнять работу.
Новые правила основываются на предотвращении факторов риска, упрощении работы, стандартизации в соответствии с принципами HACCP и сохранении качества блюд с помощью новых технологий хранения и приготовления.
Концепция ХАССП появилась в 90-х годах прошлого столетия в США. До России принципы ХАССП добрались чуть позже – первое упоминание в законодательстве датируется 2001 годом, поэтому опытные рестораторы знакомы с принципами ХАССП и научились использовать их в своей работе.
ХАССП – это система анализа факторов рисков и критических точек на предприятии. Она позволяет идентифицировать опасными факторами, которые влияют на качество блюд или другой продукции, и управлять ими. Если говорить простым языком, ХАССП представляет собой набор документов, которые позволяют организовать работу заведения и его сотрудников таким образом, чтобы на выходе получались качественные блюда, соответствующие всем санитарным нормам. А в случае возникновения критической ситуации у персонала были соответствующие инструкции по устранению негативных последствий.
Внедрение принципов ХАССП обязательно для ресторанов и кафе. СЭС строго следит за их исполнением, штрафуя заведения, игнорирующие требования закона. К тому же принципы ХАССП существенно облегчают работу, поэтому их внедрение полезно в первую очередь для предпринимателя.
Для чего нужно внедрять систему ХАССП:
Важно: система ХАССП предполагает наиболее полный список документов, регулирующих санитарные правила. Это значит, что, разработав документацию единожды, вы получите набор стандартов к помещению (поможет с открытием новой точки), приготовлению блюд и работе сотрудников заведения. Это поможет автоматизировать и упростить работу в будущем, а также избежать штрафов и лишних проверок.
Принципы, прописанные в новой версии СанПин, звучат следующим образом:
Это стандартный набор, зарекомендовавший себя на предприятиях разного типа со всего мира. В России эта система хоть и существовала ранее, но в урезанном варианте, что мешало воспользоваться ее функциями в полной мере, но теперь они отражены в том числе в договоре СЭС для общепита, что должно позитивно сказаться на безопасности посетителей заведения.
Новые правила (СанПин) стали лояльнее к малому бизнесу с помещениями небольшой площади. Если ваше заведение вмещает менее 25 человек, то можно рассчитывать на несколько послаблений:
Эти послабления экономят не только ваши деньги, но и свободное пространство заведения. Те же холодильники достаточно громоздкие. Возможность использовать один освобождает пространство, которое можно использовать для нового оборудования.
Подобные нововведения понятны: рынок меняется, появляется всё больше факторов, меняющих как привычные модели потребления блюд (доставка), так и способы их приготовления. Всё больше бизнесменов предпочитают открывать уютные домашние кофейни и небольшие бары для экономии средств. Роспотребнадзор пошел навстречу бизнесу, что позитивно скажется на развитии общепита в будущем.
Новая редакция СанПин ужесточила часть санитарных правил, однако те, что касаются помещений общепита, стали мягче, хотя и далеко не все.
Например, ужесточились правила в отношении складских помещений в заведениях. Теперь в них обязательно должны быть приборы, измеряющие относительную влажность и температуру воздуха. Ранее этого не требовалось. Наличие термометров в холодильных установках также стало обязательным. Появление подобных требований Роспотребнадзора к кафе логично и напрашивалось давно: большая часть блюд и продуктов для них портится из-за неправильных условий хранения, нарушения температурного режима.
Но больше всего требований предъявляется к персоналу заведения. Теперь сотрудник должен в обязательном порядке сообщать, если кто-то из его родственников, с которым он живет, заболел инфекционной болезнью.
Коронавирус сильно изменил индустрию и заставил предпринимателей перестраивать работу заведений. Сотрудники должны соблюдать требования вакцинации, а те, кто работает с сырьем, – ежедневно проходить осмотр рук. Необходимо проверять наличие или отсутствие гнойничковых заболеваний.
И, с одной стороны, запретов и требований по отношению к сотрудникам стало больше, но с другой – есть и послабления. Так, журнал здоровья можно вести только в электронном формате. Ранее он мог использоваться лишь в качестве вспомогательного.
Помимо этого, сотрудники заведения должны предупреждать посетителя о составе блюда, если в нем есть ингредиенты, которые могут вызвать аллергическую реакцию. Но в солидных ресторанах эта функция работала по умолчанию уже давно, поэтому едва ли рестораторы обратят внимание на это изменение.
Среди важных изменений, касающихся помещения общепита, нужно выделить следующее:
Изучая новые санитарные правила для общепита, можно заметить, что они значительно ужесточились для сотрудников, но стали более разумными с точки зрения хранения и производства блюд: контроль ужесточился, но вместе с ним исчезли некоторые абсурдные санитарные правила, усложнявшие жизнь бизнесу.
Нужно также заметить, что в разработке новых санитарных правил Роспотребнадзор не стал игнорировать услугу доставки. Если 20 лет назад она только появлялась на рынке, то сегодня практически у каждого общепита либо есть своя служба доставки, либо заведение сотрудничает с одним из агрегаторов.
Новая редакция СанПин уделила внимание курьерам: теперь по правилам обязательно наличие формы, но не требуется оформление декларации соответствия блюд, которая ранее была обязательной.
Требования к помещению стали значительно мягче. В новой редакции СанПин:
И это лишь те требования, которые касаются непосредственно помещения общепита. Если изучить санитарные нормы подробнее, то можно заметить исчезновения множества абсурдных требований, существовавших до этого на протяжении 20 лет. Например:
Важным фактором исчезновения большинства требований стал технический прогресс. Например, за 20 лет у общепита появились более эффективные технологии мойки и хранения посуды, чем те, что должны быть согласно требованию прошлой редакции правил (СанПин).
С помощью современных технологий обеспечивать безопасность стало проще, поэтому отмена многих запретов – не шаг навстречу бизнесу, но прагматичная оценка ситуации и новых возможностей в хранении и приготовлении блюд со стороны Роспотребнадзора и изменение санитарных правил в соответствии с изменившимися реалиями.
Новая редакция СанПин ужесточила требования к сотрудникам, стала учитывать особенности курьерской доставки, но существенно упростила работу общепита в целом. Разработка документов и правил в соответствии с системой ХАССП позволяет избежать ошибок на старте, уменьшить факторы риска и сводит нарушения к минимуму. Требования к маленьким заведениям стали существенно мягче, но не в ущерб здоровью посетителей.
Это и есть главная особенность новых санитарных правил: сохранение высокого качества блюд, но вместе с тем упрощение работы для тех, кто не игнорирует букву закона и привык работать в соответствии со строгими государственными стандартами.
Другая важная особенность: соответствие духу времени и отказ от архаичных практик. Органы государственной власти в последнее время сделали очень многое для регулирования бизнеса в сфере общественного питания с применением современных технологий. Появление системы «Честный знак» – один из таких примеров. Стоит надеяться, что процесс модернизации продолжится, но упрощая, а не усложняя жизнь рестораторов.
Оставьте свой номер и мы перезвоним вам в течение часа
Наш номер:
88007002019