Содержание:
Кафе в автобусе – актуальный и перспективный бизнес, который появился в России не так давно. Популярность передвижных закусочных неизменно растет как в мегаполисах, так и в небольших городах с населением 200–300 тысяч человек. Мобильные торговые точки нередко располагаются у входов в торговые центры, возле офисов и учебных заведений, рядом с вокзалами, а также в парках, зонах отдыха, местах проведения спортивных и культурно-массовых мероприятий.
Кафе в автобусе как вид бизнеса привлекает:
Торговая точка на колесах избавляет покупателя от поисков заведения, где можно быстро, вкусно и недорого перекусить, посидеть за чашкой кофе или основательно пообедать. Общепит в этом случае сам идет к клиенту. Хотя мобильным такое кафе можно называть лишь условно. В большинстве случаев автобус стоит в определенном месте, это некая более оригинальная альтернатива традиционному кафе. Это связано с тем, что:
Для открытия кафе на колесах можно выбрать франшизу или заняться разработкой концепции заведения самостоятельно. В первом случае нужно заплатить за готовую идею, уже реализованную на практике и подтвердившую свою эффективность. Во втором предприниматель разрабатывает проект с нуля, продумывая все детали ведения бизнеса на колесах и взвешивая риски. Франшиза – более дорогой, но и более быстрый способ открыть предприятие. Раскрутить бизнес своими силами сложнее, но при этом можно воплотить в жизнь более оригинальную, чем у конкурентов, идею работы кафе в автобусе.
На этапе проектирования фуд-трак-бизнеса нужно решить, как будет выглядеть заведение. Дизайнерское решение интерьера и экстерьера заведения должно быть единым. В таком же стиле следует изготовить папки меню для посетителей и специальную одежду персонала.
В большинстве российских городов владельцам кафе-автобусов нужно арендовать земельный участок под торговую точку. Заведения подобного типа обычно размещают в местах с высокой проходимостью: на оживленных улицах, вблизи транспортных узлов, заправок. Но практика показывает, что универсальных правил выбора места для автобуса или другого фуд-трака не существует. Геомаркетинг, который учитывает трафик, тип застройки, инфраструктуру и другие факторы, часто не работает. Можно всё просчитать, установить точку стритфуда в самом подходящем месте и остаться без выручки. А в некоторых случаях установленный наобум автобус в качестве кафе превосходит все ожидания.
Чтобы понять, какие блюда и продукты должны быть в меню вашего заведения, нужно ознакомиться с ассортиментом ближайших конкурентов. Как правило, для торговли в кафе на колесах бывает достаточно 6–10 наименований товаров. Вы можете предложить посетителям шаурму, пиццу, хот-доги, самсу, гамбургеры или, например, куриные наггетсы. Для приготовления большего количества блюд может не хватить мощности компактной кухни в автобусе. В меню могут быть несколько сортов кофе – эспрессо, американо, капучино, латте, раф, а также чай, какао, горячий шоколад, прохладительные напитки.
Если вы новичок на рынке, покупка автобуса под кафе или оборудованного всем необходимым и готового к работе «кофебуса» может быть довольно рискованным капиталовложением. Стоимость такого фуд-трака может составлять от 800 тысяч до 5 млн рублей. Если же взять автобус в аренду, можно уложиться в 1–1,5 млн руб. на старте. Стоимость аренды зависит от города и места расположения торговой точки. В Москве арендовать кафе-автобус летом можно за 200–300 тыс. руб. в месяц.
В отличие от обычного бара или кафетерия, посетители не видят рабочее оборудование фуд-трака. Поэтому для использования в кафе на колесах можно приобрести неброскую, но надежную технику по приемлемой цене. Из самого необходимого на старте, скорее всего, потребуются грили, жарочные поверхности, чайники, тостеры. Кофемашину, как довольно дорогой вид оборудования, на первое время можно арендовать, всё остальное лучше купить.
Клиентов кафе в автобусе, как и других заведений общепита, следует рассчитывать через онлайн-кассы. Такое требование предписано законом № 54-ФЗ. Касса может быть выполнена в виде компактного моноблока или комплекта, состоящего из фискального принтера и POS-терминала. Важно, чтобы касса была быстрой и удобной: продавец должен обслуживать клиентов, не создавая очередей в часы пик.
ГОСТ 30389-2013 определяет минимальные требования к предприятию общепита: именно к этому типу заведений относится кафе в автобусе. Для открытия торговой точки необходимо:
Требования к хранению и транспортированию продуктов питания для кафе и ресторанов изложены в СанПиН 2.3.6.1079-01.
Пакет необходимых документов включает:
Кафе на колесах будет успешно работать в вашем городе и приносить прибыль, если продукты в заведение доставляет надежный и проверенный поставщик. Прежде чем подписывать договор с поставщиком, нужно убедиться, что ваш потенциальный бизнес-партнер имеет возможность стабильно обеспечивать вас необходимым ассортиментом товарной продукции. Для кафе в автобусе, скорее всего, будет достаточно одного поставщика: важно, чтобы компаньон имел хорошую репутацию на рынке и обладал современными технологическими мощностями.
Хорошим выбором поставщика продуктов питания для вашего кафе-автобуса может быть компания «Фрост», занятая в сфере дистрибуции товаров для предприятий сегмента HoReCa с 2009 года. Сотрудники компании помогут не только выбрать подходящие виды продукции, но и разработать продающее меню для вашего заведения. Мы подскажем, что продавать на трассе и как организовать торговлю с автолавки. Высокая степень автоматизации складских процессов позволяет нам выполнять заказы точно и быстро. Наличие собственного автопарка дает возможность доставлять продукты без нарушений графика.
Даже если у вас совсем небольшое кафе на колесах и на первом этапе вы планируете обслуживать клиентов самостоятельно, со временем для полноценной работы вам потребуется дополнительный персонал. Приглашая работников, следует помнить, что они будут не только готовить блюда, но и общаться с клиентами. Наем сотрудников, как правило, предусматривает:
На собеседовании нужно обсудить приемлемую схему оплаты труда. Это может быть оклад + чаевые + процент с продаж или, например, почасовая оплата + чаевые. На испытательном сроке или при прохождении стажировки обычно платят меньше, чем на обычном рабочем месте.
Затраты на открытие кафе на колесах зависят от возраста и состояния приобретаемого автобуса, выбранной локации, количества работников и других факторов. На первом этапе потребуется:
Первоначальные расходы могут составить около 3 млн руб. Стартап с арендованным автобусом обойдется дешевле, но значительно вырастут ежемесячные расходы, основную часть которых составит арендная плата за транспортное средство. Помимо этого, в бюджете нужно предусмотреть средства на следующие статьи:
Ежемесячные расходы могут составить порядка 300 тыс. руб.
Доходы кафе на колесах зависят от наценки, количества покупателей в день, среднего чека и других показателей. Если, например, заведение обслуживает 100 человек в день при наценке 50 % и среднем чеке 300 руб., выручка может достигать 900 тысяч, чистая прибыль – 150 тысяч, т. е. рентабельность предприятия – 150/900 = 17 %. При таком уровне доходов кафе окупится за полтора-два года.
Нужно учитывать, что зимой продажи ниже, чем летом. Практика показывает, что выйти в плюс в городе с населением меньше 200 тыс. человек довольно сложно. Причиной этому – низкие доходы населения и возможность быстро добраться домой, где можно пообедать без лишних трат на общепит.
Кафе в автобусе – бизнес, который может принести не только хороший доход, но и удовлетворение от самореализации. Выбор концепции, места расположения, меню заведения зависит от состава и численности населения вашего города, гастрономических предпочтений предполагаемых посетителей, национальных и культурных особенностей региона. Предложите гостям безупречный сервис, вкусную еду и свое расположение, и совсем скоро у вашего кафе на колесах появятся постоянные клиенты. Надежный партнер вашего заведения в СКФО – компания «Фрост», поставщик продуктов питания для предприятий хорека.