Поставщик продуктов питания в HoReCa в СКФО

8 800 700 20 19 Обратный звонок

Маркировка воды для общепита

Маркировка воды для общепита

Содержание:

  1. Что такое маркировка воды
  2. Сроки маркировки
  3. Товары, подлежащие маркировке
  4. Маркировочные коды
  5. Регистрация, прием и продажа маркированной продукции
  6. Как работать с «Честным знаком»
  7. Как зарегистрировать списание
  8. Ответственность

С начала 2021 года производителей обязали маркировать минеральную воду, а в 2022-м требования коснулись обычной питьевой воды. Маркировка воды для общепита стала необходимой для ее реализации. Однако не вся питьевая вода подлежит этой процедуре. Отдельная категория непроданных товаров вообще может обойти закон о маркировке.

Что такое маркировка воды

Законодательно маркировка воды закреплена в Постановлении Правительства № 841 от 31 мая 2021 года. Для каждого вида упакованного продукта установлен срок обязательного нанесения кода. В коде шифруется информация о товаре. Через него система под названием «Честный знак» узнает о названии продукта, производителе, месте и дате разлива, перевозке и т. д. Таким образом исключаются подделки и низкокачественный товар.

«Честный знак» для общепита устанавливает обязательную отчетность за прием и продажи маркированных продуктов. Перечень товаров постепенно расширяется. Помимо упакованной питьевой воды, код маркировки требуется для одежды, лекарств, бытового текстиля.

Сроки маркировки

С момента вступления постановления в силу установлены и сроки обязательной маркировки выпущенного бутилированного товара.

  • с 1.12.2021 – маркирование упакованной минеральной воды;
  • с 1.03.2022 поставщики на территории страны и импортеры маркируют упакованную питьевую воду, кроме той, что не попадает под соответствующие позиции;
  • с 1.11.2022 становится обязательной регистрация в электронном обороте документов. Поставщики обязуются передавать на предприятия сам продукт и электронный универсальный передаточный документ. В электронной накладной с указанной даты также необходимо указывать код маркировки и объем партии. Эти сведения передаются в «Честный знак», освобождая от регистрации каждого товара по отдельности;
  • с 1.03.2023 точки розничной торговли обязаны отчитываться о продажах маркированной питьевой воды в систему;
  • с 1.12.2023 отели, гостиницы, заведения общественного питания предоставляют отчетность о реализации и списании в систему;
  • с 1.03.2025 все производители, импортеры, продавцы, предприниматели должны информировать «Честный знак» о каждом экземпляре продукции.

Это означает, что к 2025 году в электронный документ будет вноситься маркировка каждого товара. Если обязательного кода маркировки на упаковке нет, то воду приемщик должен вернуть поставщику.

Товары, подлежащие маркировке

Запечатанные пластиковые бутылки с водой.jpg

Маркировка требуется для минеральной и обычной питьевой воды без содержания сахара, ароматизаторов, иных примесей. Товар с газом также требует нанесения кода маркировки.

Позиции, для которых маркирование не требуется:

  • предназначенные для дипломатических представительств;
  • предназначенные для беспошлинного сбыта;
  • находящиеся на таможне и ее территории;
  • вода, полученная изо льда и снега;
  • товар, хранящийся у производителя;
  • позиции для проведения лабораторных исследований;
  • товары, купленные физическими лицами для личного использования.

Производителям и сотрудникам мест общественного питания нужно внимательно наблюдать за нововведениями на платформе «Честный знак», так как требования к нанесению кода маркировки могут измениться.

Например, «Честный знак» на молоко для общепита установил обязательное нанесение кода маркировки с 2021 года. Код наносится на молочные продукты со сроком годности, превышающим 40 дней (например, питьевые йогурты) и меньше 40 дней. Продукцию учитывают согласно правилам учета, выход из оборота продуктов регистрируют через кассу.

Обязательство к нанесению кода маркировки касается и маркировки инвентаря в общепите. Особенно необходима маркировка кухонного инвентаря согласно методическим рекомендациям. Дополнительно код устанавливают на стеллажи, столы. Это связано с необходимостью разделять рабочие зоны ресторанов и кафе по оборудованию и обработке.

Маркировочные коды

Маркировке воды для общепита в «Честном знаке» подлежит каждая бутылка питьевой воды. В коде маркировки отображены специальные знаки, после их прочтения система считывает электронный цифровой криптокод. Его формат определен Центром развития перспективных технологий.

Код маркировки представляет собой последовательность букв и чисел, внешне это 2D-штриховой код DataMatrix.

Составляющие каждого кода:

  • штрихкод, 14 символов;
  • проверочный ключ от системного оператора;
  • сгенерированный индивидуальный серийный номер каждой позиции, предоставленный системным оператором или производителем.

Цена каждого кода устанавливается без учета налога на добавленную стоимость и составляет 50 копеек.

Маркировочные коды упакованной минеральной и обычной питьевой воды стандартно определяются двумя классификаторами товаров. С помощью них можно узнать, каких именно позиций касается маркировка. Номера указаны в сертификате и декларации о соответствии стандарту:

  • в товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности ЕС указан товар для его идентификации при перевозке через таможню;
  • общероссийский классификатор продукции – это список всех видов товаров на рынке страны с определенным кодом.
ajax форма

Регистрация, прием и продажа маркированной продукции

С 1.12.2023 места общественного питания обязуются передавать сведения о приеме и продаже упакованной воды с маркировкой. Чтобы избежать проблем с платформой «Честный знак» в дальнейшем, подготовиться следует заранее:

  1. Для начала регистрируют электронную подпись (ЭЦП). Она понадобится в работе с сервисом «Честный знак». Бесплатно ее получают на руководителя или ИП в налоговой службе.
  2. Проверяют доступ работы оператора фискальных данных с маркировочными системами в соответствии с договором.
  3. Предпринимателю нужно зарегистрироваться на платформе «Честный знак». Для завершения регистрации необходимо также подключиться к системе электронного оборота документов, чтобы законно проводить прием продукции у поставщика. Стоит учесть, что применение ЭДО обязательно уже с ноября 2022 года.
  4. Для электронного документооборота можно зарегистрироваться в «ЭДО лайт» – сервис бесплатен. Если же у предпринимателя уже есть учетная запись на другом сервисе для оборота документов, то ее требуется настроить под платформу «Честный знак». Для упрощения работы предусмотрено мобильное приложение «Честный знак».
  5. Для считывания кода маркировки используется двухмерный сканер. Он требуется при каждом приеме и продаже товаров. Обычные не подойдут из-за отсутствия функции считывания.
  6. Предприниматели проверяют возможность касс сканировать код. Их регистрируют под новый формат ФФД 1.2, чтобы работать с маркировками. На чеках после обновления будут отображаться необходимые для проверки и продажи товаров сведения. Дополнительно устанавливается программное обеспечение, требуемое производителем упакованной питьевой воды.

Три запечатанных пластиковых бутылки с водой.jpg

«Честный знак» для ресторанов, кафе и баров устанавливает алгоритм приема и продажи упакованной минеральной и питьевой воды:

  1. Воду принимают только при наличии электронной накладной. Через электронный документ проверяют партии привезенных продуктов и маркировочные коды.
  2. В личном кабинете ЭДО приемщик подписывает накладную электронной подписью. Электронную накладную просто подписывают, подтверждая прием. Далее на сервисе «Честный знак» отобразится, что точка общепита получила партию упакованной воды.
  3. С 2025 года производители обязаны вносить в электронные документы коды с каждого экземпляра. Маркировку необходимо проверять через документ на соответствие. Для этого используется двухмерный сканер. Если маркировка отсутствует, приемщик обязан уведомить об этом производителя и вернуть товар. Когда все коды совпадают, процедура остается стандартной: приемку подтверждают электронной подписью.
  4. Как только вода получена, коды маркировки соответствуют электронной накладной, воду выставляют на продажу. Сотрудникам точки общественного питания проводят инструктаж о введении и сканировании маркировки с упакованной питьевой воды. Информация с чека через кассу перейдет в «Честный знак». Товар будет благополучно продан.
  5. Когда питьевая вода продается со стаканом в составе заказа, то выход из оборота не регистрируется через кассу. Такой товар попадает под правила объемно-сортового учета.
  6. Если по какой-то причине покупатель возвращает товар, то код сканируется снова. Код возвращается в торговый оборот либо проводится процедура списания.
  7. Код маркировки предприниматель может самостоятельно наклеивать только в случае согласования с «Честным знаком». Новый код выдается, когда прежний стерся, поврежден или утрачен.

Как работать с «Честным знаком»

После того как заведение общепита получило партии упакованной воды, а коды маркировки соответствуют передаточному документу, его скрепляют электронной подписью. Затем продукция передается на кухню или складское помещение.

Однако если при приеме обнаружилась разница между полученным товаром и информацией из накладной, то на платформе «Честный знак» составляется корректирующий документ. Он позволяет подтвердить только прибывшую воду. Если отдельная часть партии или продуктов оказалась некачественной, процедура та же самая.

Выбывшие из торгового оборота товары необходимо зарегистрировать в течение трех дней. Сделать это можно сразу после получения позиций. Однако важно учесть, что при учете поставок товаров, попадающих под объемно-сортовой учет, выводится из продажи вся полученная партия, подтвержденная по накладной. Необходимое списание проводится при большой поставке, даже если испорченных товаров оказалось немного.

Так через систему подтверждается, что на складе некачественной продукции нет и при готовке позиций из меню заведения используется только проверенный товар.

Как зарегистрировать списание

Когда маркированный товар приходит в негодность – портится, теряет качество, – его нужно списать в соответствии с правилами платформы «Честный знак». Акт списания составляется для таких продуктов несколько иначе:

  1. Сперва определяют, по какой причине товар списывается. При выводе из оборота товара с истекшим сроком годности указывается причина «Уничтожение». Если товар поврежден или потерян, в причинах указывается «Утрата или повреждение».
  2. В соответствии с причиной оформляется акт о списании товара. В нем указываются все списываемые продукты с маркировочным кодом.
  3. Составленный акт переносится в личный кабинет системы «Честный знак» в окне «Вывод товара из оборота».
  4. После списание проверяется и утверждается системой, код и продукция списываются. Все составленные документы в бумажном виде остаются у предпринимателя.

Ответственность

При отсутствии маркировки, ее подделке, а также хранении на складе и продаже немаркированных продуктов предусмотрена ответственность в виде штрафа и административного изъятия партий в соответствии со статьей КоАП РФ 15.12. Если стоимость немаркированных товаров превышает 400 тыс. рублей, преступление квалифицируется по статье 171.1 Уголовного кодекса и грозит лишением свободы. Это касается как производителей, так и предпринимателей.

Основные виды наказаний за пренебрежение правилами маркировки:

  • производство, покупка, продажа, производство без маркировки – штраф от 5 тыс. для физлиц до 300 тыс. для юридических лиц;
  • подделка маркировки – штраф до 300 тыс.;
  • отсутствие регистрации в системе – штраф от 1 тыс. (физлица) до 100 тыс. (юрлица);
  • продажа без передачи информации в «Честный знак» – от 1 тыс. до 100 тыс. рублей.

Ответственность касается любого вида маркированной продукции. Точный перечень и конкретный вид наказания указаны в соответствующих разделах закона.

Если до начала обязательного маркирования в наличии осталась упакованная минеральная вода, то ее продают, если она выпущена до 12.2021. У обычной питьевой допустимо отсутствие маркировки для общепита до марта 2022. После указанных дат прием и продажа немаркированных продуктов запрещена. Оставшиеся позиции предпринимателю маркировать не нужно.

Товарный оборот и чистота продукции вплоть до покупки потребителем контролируется государством. Маркировка продуктов помогает избежать поддельных, испорченных, нелегальных товаров. Код – гарантия качества, подтверждение добросовестности производителей и предпринимателей. Серьезный контроль обеспечивается применением статей КоАП и УК РФ, а соответствие требованиям регулярно проверяется Роспотребнадзором.

Другие статьи

Все статьи